?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

“На дороге туман – нам мерещится дым.
Ты уехал за счастьем – вернулся просто седым.
И кто знает, какой новой верой решится эта борьба.
Быть на этом пути – наша судьба.”

Ночь. Полнолуние. Та же луна, что освещала зимник, по которому мы возвращались домой. Чтобы все написать, я с замиранием сердца просмотрел весь фоторепортаж и мысленно вернулся туда. И получился свой мир воспоминаний и надежд из целого мира...



29.01
Поезд замедляет ход…
-Тим, собираемся энергичнее! Через 5 минут Печора.
Поезд совсем останавливается. Хорошо хоть стоянка полчаса – все успеем. Чтобы экстремальные температуры не навредили здоровью, стараемся какое-то время не разговаривать и не делать резких движений на морозе.
В какую сторону нам двигаться? Как найти зимник на Усинск среди пятиэтажек города Печоры? Конечно, ответы на все эти вопросы знают таксисты! Сажусь в одну из стареньких Волг с шашечками на борту, кучкующихся у вокзала. Таксист что-то рисует пальцем в моем дорожном атласе. В моем сонном сознании из долгой речи собеседника по поводу того, зачем мы проехали свою станцию, отпечатываются ключевые слова: нужна переправа через реку Печора и дорога на Кожву по левому берегу. Впрягаемся в рюкзаки и бодро шагаем по спящему городу по направлению, куда махнул таксист. Я поскальзываюсь на обледенелой дороге, где нет ни одной машины кроме такси. Но вот нас догоняет красный Жигуленок без шашечек. Даже руку поднимать не надо, достаточно просто посмотреть сквозь лобовое стекло. Причаливает. Наверно, все-таки таксист… Но раз уж остановился…
-До переправы далеко?
-70 рублей.
-Нет, я спрашиваю, далеко ли?
-А вам зачем? До какой переправы?
Через некоторое время в процессе разговора выяснилось, что мы двое путешественников из Москвы, и что переправа нам нужна, чтобы уехать автостопом в Усинск. Тут драйвер немного растерялся, сильно усомнился в том, что мы здоровы и посоветовал вернуться на вокзал. Надо было что-то решать. Я просто сидел рядом с водителем и изучал атлас. Тим стоял с нашими рюкзаками и курил, выдавая клубы дыма на мороз. У водителя тем временем начал появляться азарт (он был с юга) и просыпаться воспоминания, что он таксист.
-Ну, хотя бы 50. Со всех 70 беру…
-Нет, мы автостопщики. Это значит на попутных машинах.
-Ну, раз на попутных, то сейчас едем забрать клиента, там я вас высажу и покажу, куда вам надо идти.
Едем по каким-то заводским районам. Вот сейчас высадите вы нас тут ночью… Бр-ррр.
Пока ждали клиента, драйвер пугал нас, что в этом году уже замерзло несколько человек, что несколько дней держалась температура -47-51. И что до Кожвы еще куда ни шло, а до Усинска мы не доедем. Вскоре пришел клиент, оказавшийся другом таксиста. Он был большим оптимистом:
-От Кожвы машин на Усинск больше, но зимник открыли только 3 дня назад!
Вот это новость. А если бы я вовремя сдал философию? Тогда бы пешком шли. По словам нашего второго попутчика, в 9 утра в Усинск должна была ехать легковушка с парнем и девушкой. Мы взбодрились и открыли наши планы доехать по зимникам до Нарьян-Мара. Водитель чуть в обморок не упал и рассказал очередную историю, как недавно замерзла вахтовка и 17 человек в ней. Об этой трагедии мы слышали потом от каждого водителя. И ни слова в прессе. Все следили, как доблестная колонна с грузом 2 недели пробивалась сквозь снегопады на Камчатке и достигла цели (если б не доехали, об инциденте, уверен, никто б не узнал). Кто слышал, что в ненецком округе сломался и замерз в тундре Урал с целой вахтой рабочих?..
Водитель продолжал сомневаться в успехе нашего предприятия, а его пассажир дал нам очередной ценный совет, что в Харьяге можно вписаться в аэропорту, т.е. на вертолетной площадке.
Пока суть да дело, мы доехали до переправы. Варианта высадить нас где-то по дороге пассажир такси и слышать не хотел!

Image hosting by Photobucket

Стоим на льду. На востоке за лесом начинает светать. Где-то за Уральскими горами встает солнце, отражаясь огненной полосой на небе. Со стороны города показываются две желтые точки фар… Медленно, но верно приближается уазик-буханка, и вдруг мы понимаем, что он движется по другому краю широченной переправы. Бежим, спотыкаясь о трещины во льду, и стопим его с левой стороны, т.е. со стороны водителя. После короткого совещания нас согласны взять до Кожвы.
Тишина… Солнце показало край сквозь острые верхушки лиственниц. Нетронутый лес и белые-белые сугробы. Топаем на север, пытаясь подголосовывать. Дошли до поворота, куда уходили все локальные машины, только нам туда не надо было! Провисели на перекрестке 3 часа, катаясь с горки в скользких валенках и играя в футбол. Нет, мяча с собой не было. Достаточно взять с обочины кусок слежавшегося снега. Если уронить такой кусочек, звон от него будет, как от разбитого хрустального бокала.
В сторону Усинска прошла одна Нива. Не застопилась. Решаем уехать автостопом греться в Кожву. На огромном Урале доехали почти до вокзала, попили чаю и вернулись к своему перекрестку на Уазике. Останавливается здесь около 90% машин. С новыми силами постояли еще минут 40 и… о чудо, в нужном направлении едет колонна Урал-Камаз. Водитель Урала как-то странно на нас отреагировал, но мы не растерялись и тормознули его напарника на Камазе. Тот сам оказался стоппером и рассказывал нам, как ездил по Польше! В Соколово, докуда нас подвезли, я выпал из кабины, зацепившись ногой за какой-то шланг в кабине. Под общий хохот и чуть не со сломанными ребрами полез за рюкзаками!

Image hosting by Photobucket

- Одна машина в час – это весело!
- Еще часа 2 просидим и замерзнем нафиг…
Просидели 2 часа, замерзли, не увидели ни одной машины в Усинск и пошли в магазин взывать о помощи в проведении необычайно красивого морозного вечера со звездами где-нибудь в тепле. Настроение отличное. 6 часов на зимнике при температуре -41 градус придают твердость решению ехать дальше на Север еще 570 км.

30.01
Пасмурно. До следующей деревни по зимнику примерно 12 км. Фото на память, надеваем легкое снаряжение, т.к. под рюкзаком идти не замерзнешь и вперед! Из деревни, где мы ночевали, ветер донес лай собак и запах дыма. Мимо пронеслась колонна Уралов, не пожелавшая даже остановиться.
С неба падают легкие хлопья. Мы стаптываем ботинки о накатанную дорогу. Четверть пути до деревни за спиной. В ушанке не слышно, едут ли сзади машины. В сознании, конечно, звук приближающейся машины, но на деле это скрип снега под ногами Тима. Но звук слишком отчетливый. От горизонта отделяется черная точка, и вскоре преобразуется в зеленую Ниву с прицепом.

Image hosting by Photobucket

- В сторону Усинска подбросите сколько-нибудь?
- А вы что туда пешком собрались?
- Да нет, вот думали, пока вас нет, прогуляться! Мы вообще из Москвы.
- А, из Москвы идете… садитесь!
Водитель едет не в Усинск, а дальше на 50 км в сторону Харьяги на вахту. Удача. В Коми день только начинается, а вечером мы будем уже в Ненецком округе за полярным кругом. Мчимся в теплом салоне, нам хорошо. А вот моему рюкзаку повезло меньше: его кинули в прицеп, и он 8 часов ехал «на свежем воздухе» (вместо: «свежий воздух» читай -38*С). Зубную пасту потом отгрызали; от спальника веяло, как ото льдов Антарктиды, и спать в нем не хотелось; не замерзла только водка.

Image hosting by Photobucket

Мы отлично заменяем магнитолу, которую все время делали тише и, наконец, выключили. Драйвер рассказывает про охоту в здешних краях, водный и горный туристы (т.е. мы с Тимом) наперебой доказывают, что лучше вода или высота. Нормальная дорога сменяется настоящим зимником – просекой, проторенной бульдозером среди леса. Головой частенько проверяем прочность крыши. Зачем народ из Парижа в Дакар ездит? Как красиво звучит: на 28-м этапе ралли Вуктыл - Нарьян-Мар лидирует зеленая Нива с двумя автостопщиками на борту!
Встречаем Шеви-Ниву:
- Как тропинка?
- Плохой зимник, езжайте аккуратнее.

Image hosting by Photobucket

Раз Шевроле проехал, нам бояться нечего – веселее! С крутого спуска срываемся на лед Печоры. Знак: водитель, высади пассажиров.
- Нам высадиться?
- Не, сидите. Вот здесь машина утонула…
(Нива сворачивает в желтую лужу, уходит на полколеса в воду и технично объезжает вешку)
- Эээ… ммм… (два пальца на всякий случай лежат на язычке дверного замка)
- Нормально. Уже замерзло. Морозы-то стоят.
Метрах в 25-и изо льда торчит бульдозер. Два Урала пытаются вытащить его «через бочку» танковыми тросами. Да, этот бульдозер под знак «до 5 тонн», установленный перед въездом на переправу, явно не попадает. Последний подъем в горку и ровная бетонная дорога. Землю окутала синяя дымка. По обеим сторонам дороги горят оранжевые факелы. Попутный газ сжигают. Интересно, если он попутный… теоретически же… нет, газ стопить ни в какую нельзя!

Image hosting by Photobucket

Выезжаем на оживленную дорогу Усинск-Харьяга и у нас кончается бензин. ----- -
- Нефтевозов вроде много ездит. Давайте застопим!
- Машина, конечно, неприхотливая, но на сырой нефти ее еще не научил ездить!
Пока искали бензин и фотографировались у стелы «Полярный круг», расспросил водителей из стоящей рядом колонны, куда кто едет. На Харьягу машин не было. И тут началось самое интересное. Мы заправились, проехали километров 10, и драйвер свернул к себе на буровую. Мы остаемся одни на трассе. Спокойствие, надеваем экипировку по полной, на лоб фонарики. Теперь нас сложно не заметить. Пара локальных машин предлагает нам проехать до каких-то буровых. Не катит.
Чувствуется, что климат немного изменился. С тундры веет прохладный ветерок. Прохладный – в смысле, что руку из рукавицы больше чем на 10 секунд не высунешь. На обочине стоит разбитый телевизор, который мы придумали смотреть, пока нет машин. Очень скоро по этому телевизору показали отражение пятидверной Нивы, которую мы застопили и уехали на ней в Харьягу!
Единственное место, которое мы знали в поселке Харьягинском – это магазин «Наташа». Драйвер на удивление не знал и этого ориентира. Подремав пару часов в машине, мы приехали в поселок. Магазин нашли сразу. К счастью для нас, но к несчастью нефтяников он там единственный. Для нас магазин был выгоден тем, что там собирались все информационные потоки. А невыгоден он ценами, которые выше московских раза в 3. Для сравнения, хлеб стоит 25 р. (в Москве 8), водка 170р. (в столице, думаю, такие эксклюзивные марки побоятся покупать самые смелые). Удивляясь негабаритным ценам, мы разговорились со своим водителем. Не было предела нашему удивлению, когда мы узнали, что дальше Нива едет …в Нарьян-Мар. Но на сегодня хватит! Традиционный вопрос в магазине:
- Где у вас тут переночевать можно?
- К югу вроде в балки за деньги пускают. А вы сами откуда?
- Из Москвы.
- А ну так вон ваши земляки стоят.
И мы пошли по взмаху руки к землякам. Зарекся я больше сегодня не удивляться, но последнее даже вызвало приятную улыбку. Мы протискивались среди покрытых инеем Уралов и гусеничных вездеходов с московскими номерами 97rus. Мы шли к себе в балок, который нам целиком выделили через 2 минуты после того как впервые в жизни увидели нас!

Image hosting by Photobucket

31.01
Мирно завтракаем, как вдруг наша жилая бочка сотрясается и чуть не укатывается по дорожке. Я вышел и увидел вместо нашего крыльца кузов Урала, на котором висели остатки перил. Потом вышел Тим со словами «вы зачем нам лестницу сломали?» Рабочий не растерялся и сказал, что она все равно была скользкой! На самом деле, водитель Урала сдавал задним ходом и не заметил нашего крайнего домика.

Image hosting by Photobucket

В 10 утра мы в сопровождении двух веселых заиндевевших собак выдвинулись на трассу. Собаки прониклись нашей затеей и стали облаивать машины, которые не останавливались. Черная собака, совсем молодая и глупая, нашла пленку от кассеты, стала играть с ней и проглотила. Пришлось на морозе голыми руками проводить операцию по спасению. Собака долго упиралась, потом дала залезть ей в пасть и ухватиться за маленький кусочек пленки. Заглотила она метра 3 пленки прямо с катушечкой. Пришлось вытаскивать ленту, как связанные платки из кармана клоуна.

Image hosting by Photobucket

Через 2 часа мы позвонили из магазина всем, кому можно было.
Через 3 часа ушли собаки.
Через 4 часа надоело играть в футбол.
Через 5 часов мы сфотографировали все окружающее.
Через 6 часов мы офигели и захотели лезть на трубу греться от факела попутного газа.
Через 6,5 часов мы застопили вахтовку до Пижмы!
Едем по ночной тундре.
- Куда?
- Вроде прямо. Никуда не сворачиваем. В Пижму!
- Ты у драйвера точно это узнал?
Всегда, когда едешь ночью, да еще и с водителем связи нет, возникают такие вопросы. Потом мы нашли в вахтовке ящик с надписью «Ардала». А поселок Ардала находится в другой стороне, куда нам совсем не надо. В общем, в сложившейся ситуации самым разумным решением мы посчитали подремать, а куда ехать знал водитель.

Image hosting by Photobucket

Странно, но после такого зависания, мы были рады, что проехали 50 километров. Хотели стопить на Н-М, но силы покидали команду. На Пижме надо было сходить к дорожному диспетчеру, чтобы он нас вписал. Но он не очень обрадовался нашему появлению и разрешил только попить чаю в тепле. Мы с Тимом так устали, что после чая в приятной компании дорожников, завалились на свободные верхние полки и благополучно проспали до 6-и утра.

1.02
С восьми утра до часа дня мы стояли на КПП Пижма+. Так это место называлось! За это время мы познакомились с двумя бригадами охранников. Главный охранник отобрал у нас паспорта, долго рассказывал о нас кому-то по рации, а потом просто пожелал счастливого пути!
Солнце поднимается как обычно невысоко над горизонтом. Фотографируем первый в нашей жизни указатель «Нарьян-Мар». В этой упавшей и показывающей куда-то в тундру табличке столько надежды. Чтобы увидеть, что стоит за этой простой металлической табличкой, было потрачено немало сил. Я знаю, она показывает верное направление.

Image hosting by Photobucket

Рано утром на Н-М прошли 2 Урала. Нас не взяли. К 11 часам машины прекратились вообще, и мы решили погулять по тундре. Ходим, фотографируемся, ноги почти не проваливаются под снег – он очень плотный. Вдруг нам начали махать руками охранники, решившие, что мы пешком в Н-М. Лестно, конечно, но мы и не собирались.

Image hosting by Photobucket

На зимнике дежурим по очереди: один греется в столовой, другой греется надеждой застопить что-нибудь у КПП. Когда мы оба стояли на зимнике, подъехал Урал, в кабине играло ДДТ, и драйвер такой веселый вышел:
- Это не вы Новый год в тундре встречали?
- Мы тут, бесспорно, давно мерзнем, но не настолько!..
Мне так захотелось уехать с ним куда угодно. И он ехал даже в нашу сторону, в сторону Н-М, но ехал до неприличия близко. Буровую Инзерей, было видно невооруженным глазом. Много машин шло обратно на Харьягу. Один драйвер притормозил и просто поздоровался с нами. Приятно. Раз машины пошли, да еще с такими людьми, значит, мы скоро уедем!

Image hosting by Photobucket

Сидим на рюкзаках, о чем-то разговариваем, прикидываем время, когда можем оказаться в Н-М. Вдруг около нас тормозит 14-я лада. Откуда она взялась?
Водитель уже ушел в будку КПП оформлять документы, а к нам подошел охранник и произнес заветные слова «перегонщик». Мы поняли, что это наш транспорт.
- В Нарьян-Мар едете?
- Да.
- Нас возьмете?
- Без вопросов. Вещи закидывайте пока.

Image hosting by Photobucket

Не ожидал, что по этому зимнику мы поедем на легковушке. Как же разговоры, что иногда Уралы здесь пробиваются сутки до середины пути - поселка Шапкино? Поняли потом, когда сами попали в метель. А пока 60км/ч и …полицейский разворот. На радостях чуть в Тэдинку не уехали по другому зимнику!!! Драйвер достает огромный термос с чаем; машина прыгает, как на американских горках, я пытаюсь пить чай во время этого аттракциона. Половина во мне, половина на мне, водителе, обивке сидений, передней панели и т.д.
- Так я с вами кусок металла привезу. Надо поаккуратнее, а то мне счет выставят.
Едем 10 минут «поаккуратнее». Потом опять разгоняемся. Ледяная дорога черной змейкой петляет по тундре. Вокруг настоящая снежная пустыня, барханы, кусты карликовой березки, обросшие инеем. На небе загорается месяц, а горизонт постепенно погасает. Зато в свете фар лучше видно дорогу. Драйвер гонит машину из Архангельска 4-й день. До шести вечера надо успеть в Н-М, в восемь у него самолет. Время от времени проезжаем буровые, которых становится меньше и меньше. Обгоняем или встречаем на буровых машины, в которые мы не садились или которые нас не брали. Сейчас не имеет значения.

Image hosting by Photobucket

Что нас ждет в Нарьян-Маре? Что будет после? Сможем ли мы после Севера ездить по центральной России? Это еще большой вопрос…
Останавливаемся у оврага подышать воздухом. Как все складывается, проехали люди зимой по этой дороге кому куда надо, а весной она просто растает. По многим дорогам ездил: серпантины с крутыми поворотами, спусками и подъемами, с которых выносит, если газ не сбросить вовремя; европейские ровные, скоростные автобаны, на которых расстояние не чувствуешь. Но чтобы дорога исчезала летом… Зимники делят мир на большую землю и островки цивилизации.

Image hosting by Photobucket

Вернее люди так располагают города, чтобы потом придумать, как их связать.
Одна за одной загораются звезды. Нам к Полярной, потом повернем на Запад.
После второго КПП, прослушав все имеющиеся диски, меняемся с Тимом местами. Сажусь назад, мое окно с видом на северное небо. Ребята впереди находят диск Кино и врубают на полную. У всех смыкаются глаза. Встречных машин мало. В своем направлении гоняемся с Уазиком на больших колесах. Впрочем, он не конкурент.
Драйвер вообще открыл окно, так и ехали какое-то время, чтобы в сон не клонило. Останавливаемся последний раз. Начинается отсыпка. С помощью моего чудо-ножа, с которым можно ходить на медведя (белого), починили магнитолу и врубили «Фабрику». Участившиеся встречные бензовозы говорят о приближении к цивилизации. Поворот, еще один. И множество огней вдали. Это огни Нарьян-Мара!

Image hosting by Photobucket

to be continued...

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
goddman
Feb. 16th, 2006 11:17 pm (UTC)
Экстремал, блин.
Завидую по белому! :)
impactit
Feb. 17th, 2006 06:48 am (UTC)
и до вас доберемся
как это 950 км. на Запад и не ездили...
по пути в Европу, не премину!
melancholyc
Feb. 17th, 2006 12:28 am (UTC)
мне б че-нить такое, тока с мягким климатом, баром и перламутровыми пуговицами)
ну, в питер, например)
impactit
Feb. 17th, 2006 06:49 am (UTC)
цыц! там были бары)
lavr
Feb. 17th, 2006 01:02 am (UTC)
хорошо написал... сижу вспоминаю людей, слова и мысли... там было ТЕПЛО! а здесь... слишком тесно и пусто, но мы ж ещё поедем... в ТУРУ например:)

p/s/ я пожалуй озаглавлю свой дневник Фёдор и Тим в стране чудес!
p/s/ готов фрагмент посвящённый аэропорту и полёту... получилось 3 минуты счастья на экране монитора!!!
impactit
Feb. 17th, 2006 11:27 am (UTC)
ех...
пришли фрагмент, чтоль!
полетаем еще на 26-м.
volga33
Feb. 17th, 2006 02:25 am (UTC)
Здорово, главное-с отпимизмом!!! Хорошо, что я туда не поехала, а то вместо Мурманска в Нарьян было собралась!!!!!!!!!! Только вдвоем, чтобы не страшно было
impactit
Feb. 17th, 2006 11:25 am (UTC)
Мурманск нам слишком теплым показался! а вообще зимники рулят. очень такая обучающая трасса. думать учит.
_olesia_
Feb. 18th, 2006 03:17 am (UTC)
Такое путешествие на всю жизнь запомнится! Молодцы! По-мужски преодолели все трудности!

Фотография с собакой классная. И как там эти бедняги в такой мороз выживают?

До того, как прочла о твоем путешествии, я так гордилась своим зимним 2-х дневным путешествием во Владимир на комфортном авто.. Теперь моей гордости поубавилось ;)
impactit
Feb. 18th, 2006 11:03 pm (UTC)
вот так: покрываются инеем, к весне оттаивают! мы тоже потихоньку оттаиваем.
gentler
Feb. 18th, 2006 09:27 am (UTC)
Хотя слушал эту историю от вас уже раза три, но все не перестаю удивляться. Если и есть поступки о которых не стоит сожалеть, то это бесспорно один из них...

А собака - и впрямь памятник всем зверям заполярья
impactit
Feb. 18th, 2006 11:01 pm (UTC)
открою секрет - это был песец)
nasty_trick
Feb. 22nd, 2006 12:06 pm (UTC)
а я почему-то не жалею, что не поехала... хотя кто знает, можт, и меня когда-нибудь что-нибудь сподвигнет на это...

но стоять по 6 часов в -40 э-э-э :/
lavr
Feb. 27th, 2006 04:42 am (UTC)
да уж....тебе такое ещё рано)
а никто и не стоял! либо в футбол ледышками играли, либо яблочко плясали, либо бегали отогреваться.
(Anonymous)
Feb. 28th, 2006 05:18 am (UTC)
molodez dalsche w takom reportuare i u tebja wse polu4itsja
gur_095
Mar. 16th, 2006 12:00 pm (UTC)
Север... Край земли, суровый и одновременно чарующий. Побывать за полярным кругом еще не удавалось, но, надеюсь, доберусь в будущем и до него. Вот собираемся с сокурсниками следующим летом поехать в Дальние Зеленцы - полузаброшеный поселок в Мурманской области, на берегу моря - рыбу половить, да и природу посмотреть.
Путешественники, вернувшиеся из Н-М, просто молодцы! Такое путешествие действительно на всю жизнь запомнится, не всякий может сказать, что стопил машины на зимниках за полярным кругом!
Люблю я активный отдых. А за фотоматериал - отдельное спасибо! Фотки просто великолепны.
------------------------------------
Федяй, как и обещал, мои координаты:
Маил: andreynew(собака)gmail.com
Ася: 175 581 850
Телефон знаешь. Где бы я не находился, почти всегда on-line, так что отвечу быстро;)
Жду от тебя новостей. (Андрей)
lavr
Apr. 12th, 2006 01:41 am (UTC)
после нашей последней встрече, в голове снова звучит шум двигателя и душа просит дороги! надо на майские ехать... куда угодно! а то уж воздуха не хватает!!!
( 17 comments — Leave a comment )